Делегаты отметили, что несмотря на введённый статус исполнителя общественно полезных услуг (ИОПУ), хоть и не в полную силу, но все же заработал 442 федеральный закон, по которому НКО привлекаются в качестве поставщиков социальных услуг населению – необходима новая региональная сервисная модель предоставления поддержки некоммерческим организациям.
Поддержка, в первую очередь, должна быть адресной. Нельзя подходить по одному и тому же шаблону к совершенно разным организациям по масштабу, специфике деятельности и, соответственно, потребностям.
Сейчас есть гранты, субсидии, есть имущественная поддержка, информационная и другие виды помощи. Но, зачастую, на разных этапах деятельности организации ей нужны разные виды поддержки. Если она только открылась – ей нужно наладить хозяйственную деятельность, обеспечить себя помещением, подобрать кадры, найти стартовый капитал. Если организация имеет свою продуктовую линейку и уже выпускает социальную продукцию – для нее главное – содействие со сбытом, налаживание контактов с сетевиками. Если это крупный фонд со своей пресс-службой, значительными результатами деятельности – ему требуется содействие в присутствии в прессе.
По мнению делегатов Съезда, именно сервисная модель предусматривает работу с конкретными задачами и проблемами НКО, а не просто предоставление ей той или иной поддержки, оговоренной в Законе и постановлениях, не одноразовую поддержку ее проекта.
Поддержка в рамках сервисной модели должна предоставляться по нескольким категориям. А это – не только гранты и помещения. Это – и поддержка в сбыте продукции, и помощь в поиске клиентов и партнеров, и содействие в сертификации товаров и услуг, и подбор квалифицированных кадров, и помощь в выходе на рынок государственных закупок, и содействие в организации эндаумент-фондов и многое другое. По сути – это совершенно новая ступень, революция в сфере государственной поддержки, а, следовательно, и развитии некоммерческого сектора страны.
Участники всероссийского мероприятия пришли к выводу, что если, например, проанализировать и сопоставить сметы проектов-победителей конкурсов грантов, то выявятся типовые расходы. Например, закупка компьютеров, камер, фотоаппаратов, бумаги, канцелярских товаров и прочее. Каждая некоммерческая организация будет закупать товар или услугу отдельно – и это рыночные розничные цены. А если делать закупки централизованно (составить единый список закупок, обобщить его, выбрать наиболее востребованные модели и сформировать единый заказ на электронной торговой площадке, т.е. объявить тендер), то можно добиться снижения стоимости до 50%, если не больше.
В связи с вышеизложенным, делегаты предложили перевести все гранты, в первую очередь федеральные, на такого рода централизованные закупки.
Съезд завершился «Итоговой стратегической сессией», на которой участники подвели итоги двухдневной работы.
Делегаты уверены, что XI Съезд российских НКО дал возможность не только раскрыть ключевые тренды общественного сектора, поднять и осветить наболевшие вопросы, но и помог на одной площадке свести воедино представителей НКО, бизнеса и власти, которые реально готовы принимать конкретные меры и двигаться вперед, решая озвученные на Съезде насущные вопросы.
Участники мероприятия получили возможность найти новых партнеров и инвесторов для реализации социально значимых проектов, разработки механизма углубленного общественного участия в жизни страны и выработки предложений для правовой системы, отвечающей нормам эффективного развития некоммерческого сектора.